На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Домашняя аптечка

49 016 подписчиков

10 психологических явлений, которые вы наверняка ощущали - но не знали, что это такое

Простые объяснения сложных вещей.

10 психологических явлений, которые вы наверняка ощущали - но не знали, что это такое

Человеческий мозг – самый захватывающий и сложный орган в организме человека. Он все еще остается загадкой для нейробиологов, которые стремятся разгадать тайны этого удивительного органа.

На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые «психологическими явлениями».

Некие «уловки» нашего мозга, которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех.

Вот 10 психологических явлений, которые мы, возможно, испытали, но никогда не слышали об этом раньше.

1. Синдром фантомной вибрации: ощущение, что мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он этого не делает. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.

Вы слышали, как звонит ваш мобильный телефон, даже если он этого не делал? Это явление называется «синдромом фантомной вибрации».

Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из 10 студентов в ее колледже испытали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерной зависимости от своего смартфона.

Вибрации начали проявляться уже через месяц после того, как у человека появился телефон.

Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные данные, такие как мышечные сокращения, давление и другие раздражители, и списывает все на телефонный звонок.

Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, успешно останавливал это явление. Они просто выключили устройство из режима вибрации и вместо этого использовали звуковую мелодию.

Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти изменения дали 75%, 63% и 50% успеха соответственно.

2. Граница события: явление, при котором мы забываем зачем вошли в комнату.

Каждый из нас входил в комнату только для того, чтобы спросить себя: «А зачем я сюда пришел?». Нотр-Дамский ученый Габриэль Радванский провел почти два десятилетия, исследуя, почему это происходит.

Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников запомнить, что они оставили в одной из комнат во время перехода в другую.

Этот феномен мозга объясняется повышенным уровнем ошибок при реагировании и называется «границей событий».

Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенными средами или местом, где они произошли.

Когда человек перемещается из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, которые произошли в ней.

Когда человек идет в другую комнату, фокус смещается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего ему сложно вспомнить задачу, о которой он подумал в предыдущей комнате.

Вы можете преодолеть это явление, проговаривая вслух задачу, перемещаясь из одной комнаты в другую.

3. Эффект прожектора: феномен, который заставляет людей значительно переоценивать то, насколько их внешний вид заметен другим. Этот эффект возникает из-за когнитивного смещения.

Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и судят вас? Если да, вы испытали «эффект прожектора».

«Эффект прожектора» - это явление, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и оценивают другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.

Эффект возникает из-за того, что человек слишком застенчив в отношении того, что могут думать другие. Скорее всего он страдает от «эгоцентрической предвзятости», при которой вы переоцениваете важность взглядов других людей.

Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.

Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не на себе.

4. Навязчивая мелодия: феномен, в котором запоминающееся музыкальное произведение постоянно повторяется в голове человека после того, как оно перестает играть.

Вы не в состоянии выкинуть песню из головы и все заканчивается тем, что вы поете ее часы подряд?

Это явление называют «навязчивой мелодией».

Такие мелодии обычно вызваны опытом или невольными воспоминаниями. Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей испытывают подобное ощущение, причем женщины испытывают его чаще и дольше, чем мужчины.

В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук в Университете Рединга в Пенсильвании, продемонстрировало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный компонент слуховой кратковременной памяти.

5. Феномен Баадера – Майнхоф: феномен, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.

Представьте себе, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя поездкой за границу.

Внезапно ваш коллега рассказывает вам о модели автомобиля, о которой вы раньше никогда не слышали.

Вы проявили повышенный интерес к этой машине и начали встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете себе что-то, или ваш разум обманывает вас? По мнению экспертов, это явление называется «феноменом Баадера – Майнхоф».

Если вы слышите это впервые, будьте настороже, потому что скоро, возможно, начнете сталкиваться или слышать об этом явлении неоднократно в течение следующих нескольких дней.

6. Семантическое насыщение: психологический феномен, при котором повторение приводит к тому, что слово или фраза временно теряют смысл для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся, бессмысленные звуки.

Случалось ли вам когда-нибудь, что совершенно нормальное слово, когда его повторяют снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?

В 1962 году студент-докторант Леон Якобовиц Джеймс ввел фразу «семантическое насыщение» в своей докторской диссертации в Университете Макгилла.

По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», когда клетки мозга запускают повышенную энергию, чтобы повторить слово. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не слушает его звук, а тратит время на перевод звука в идею.

Идея объединяется с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает его на звуки.

Идея семантического насыщения используется для разработки различных приемов снижения речевого беспокойства заикающихся.

Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, которые вызываются во время разговора.

7. Вспышки воспоминания: феномен, при котором пожилые люди склонны вспоминать события, которые произошли в возрасте от 16 до 25 лет.

Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, лучше запоминают события своего подросткового и двадцатилетнего возраста, чем любого другого.

Могут пройти десятилетия с тех пор, как вы испытали свою первую любовь, нашли первую работу, купили первую машину или пережили свое первое горе. Эти воспоминания субъективны и легко запоминаются, поскольку они считаются особенными.

8. Эффект Даннинга – Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на свою неправоту, а мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.

В какой-то момент в нашей жизни мы все встречали раздражающих людей, которые хвастаются собой, но не имеют понятия о простых вещах и обладают раздутым эго.

Термин «эффект Даннинга – Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером.

Это явление, при котором некомпетентные люди не могут распознать свою некомпетентность, а чувствуют себя уверенно.

В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и определить, почему их критикуют. Оставшихся же 61% недолюбливали и обнаружили, что они демонстрируют эффект Даннинга – Крюгера.

Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои хорошие качества по сравнению с другими.

Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то влиятельный не имеет рядом человека, который мог бы указывать ему на его ошибки.

Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно.

9. Гипотеза культивации: феномен, при котором новость о насилии в СМИ заставляет зрителей полагать, что мир - это опасное место.

Когда вы в последний раз проверяли новости? Вы чувствовали себя хорошо после этого? Новости, которые транслируются в настоящее время, имеют тенденцию вызывать страх и волнение.

Гипотеза культивации – это термин, придуманный Джорджем Гербнером, который описывает связанный с насилием контент, о котором сообщают СМИ, что заставляет зрителей верить, что мир - это опасное место.

Существует большое количество телезрителей, которые восприимчивы к средствам массовой информации и считают, что их заявления являются правдивыми и реальными. Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии.

Многие родители пытаются защитить своих детей от насилия по телевидению, но Гербнер утверждает, что вместо того, чтобы защищать детей, нужно задаться вопросом о том, как насилие изображается средствами массовой информации.

Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, проявляющимися в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от телевидения.

10. Синдром самозванца: феномен, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».

Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с «синдромом самозванца». По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей испытали синдром в какой-то момент в своей жизни.

Синдром самозванца - это всепроникающее чувство неуверенности в себе. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают чувство обмана.

Многочисленные исследования указывают на то, что заболеваемость все чаще встречается среди успешных женщин, но также затрагивает и мужчин. Несмотря на многочисленные награды, люди не имеют внутреннего признания своих достижений.

Чтобы преодолеть этот синдром, нужно наслаждаться тем, что вы любите и не переживать о том, как воспримут ваш успех другие.

А вы сталкивались с этими явлениями?

спасибо

Картина дня

наверх