И сотворили школу так, как велел им дьявол.
- - Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
- - Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.
- - Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности.
- - Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
- - Он любит говорить - ему приказали молчать.
- - Он стремится понять - ему велели учить наизусть.
- - Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.
...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, многие дети зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. И погибла школа. Как и хотел того дьявол.
Адольф Ферьер, Швейцарский педагог