В Цирке на проспекте Вернандского переполох: на репетиционном манеже чинно идущие верблюды сменяются прыгающими до потолка (в прямом смысле) девушками, за ними на сцену рвется совсем еще маленький львенок.
Сверху за этим наблюдают ребята из Китая — одни из немногих, кто уже оделся и подготовился к выступлению.
Заговорить с ними не так-то просто, по-английски они не говорят. Но преодолеть языковой барьер нам помог переводчик.Хрупкая девушка на вид лет 18 рассказывает, что в цирк она попала в 4 года и с тех пор его не покидала. Уже больше 20 лет. «Ей уже 30», отвечает на мое недоумение переводчик.
В Китае дети приходят в цирк очень рано и остаются там ровно до тех пор, пока сами не обзаведутся семьей. На этом их карьера заканчивается: «Если я захочу завести ребенка, то мне нужно будет на какое-то время уйти из цирка. Но меня тут же заменят на кого-то другого, конкуренция здесь огромная».
Действительно, в последние 15-20 лет цирковая культура в Китае стремительно развилась. Практически в каждом городе есть свой цирк и цирковое училище, но быть участником международной труппы – особая привилегия. В Фунчжианской группе участвует 20 человек и они репетируют свой лучший номер «Лассо» уже 10 лет.
На барьере манежа сидит на шпагате жонглер из Ганы. С улыбкой наблюдает за остальными артистами, ни одна мышца на его лице не выдает напряжения. Исаак рассказывает, что в его стране нет циркового училища. Мальчишки жонглируют, садятся на шпагаты, танцуют прямо на улицах после школы.
«Мои родители никогда не воспринимали всерьез то, чем я занимаюсь, даже немного волновались за меня. Но я ходил в школу, это было самое главное».А потом они с друзьями сами создали свою цирковую группу, которую теперь знают по всему миру. «Я был я Японии, почти по всей Европе, уже второй раз приезжаю в Россию. Мне нравится, что моя работа позволяет мне так много путешествовать. И родители уже не волнуются». Сейчас Исаак выступает один, удивляя зрителей виртуозным жонглированием девятью тазами.
Через пару минут начнется шоу. Артисты разбежались по гримеркам, ведущие представления – Эдгар Запашный и Эвелина Блёданс буквально бегут на сцену. Зрительный зал полон, администратор дает последние указания и, перекрестившись три раза, и командует «Начинаем!».
Фестиваль стилизован под показ мод и связующим звеном всех выступлений стал дуэт «кутюрье» Ивана Дольчева и Васи Габбанова (Николай Кормильцев и Юрий Гуламов). На сцену выходят акробаты, дрессировщики, эквилибристы, гимнасты, клоуны. Но для них это не просто выступление, это конкурс, борьба за звание «Идола» циркового искусства. Судьбу конкурсантов решает профессиональное жюри и, конечно, зрители с помощью смс-голосования. Вследствие этого в зале чувствуется повышенное внимание и особая серьезность.
Кажется, что представление только началось, как вдруг объявляют антракт 20 минут. По залу проносится неодобрительный гул. А за кулисами снова оживление: выступившие артисты выстроились в очередь в столовой, другие готовятся выступать, рабочим срочно нужно передвинуть клетки с белыми медведями.
У манежа стоит гуттаперчевая девушка из Монголии, баюкает своего двухмесячного сына. Рядом нервно переминается акробатка, ее партнер успокаивает: «Ну все же нормально будет. Села там, шпагатик, на ручках попрыгала, покрутилась в воздухе. Ничего сложного». Внезапно рядом оказывается Иосиф Кобзон. Оказывается, большой ценитель циркового искусства…
Весь фестиваль — это большой сюрприз. Многие номера впервые исполнены на российской сцене, например, выступление команды из КНДР. Жюри и зрителям предстоял нелегкий выбор: сравнить акробата с дрессировщиком или эквилибриста с клоуном не так-то просто.
