Образование в дореволюционной России было привилегией. Далеко не каждый подданный царской короны умел писать и читать. Однако те немногие, кто все-таки получил аттестат зрелости были по-настоящему образованными людьми. Ведь уже с начальных классов требования к детям были очень высокие. Они были обязаны писать сочинения на темы, которые вызвали бы сложности у современных студентов филологических факультетов, а возможно и ух преподавателей.
Так, например, школьники младших классов в прошлом и позапрошлом столетии корпели над сочинениями на такие темы:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нем сада
- Великаны и пигмеи лесного царства.
А ведь малышам было не больше десяти лет.
Чем старше дети становились, тем труднее были и задания. Так, подростки в двенадцать-тринадцать лет размышляли на темы:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Лес в лучшую свою пору.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Дедушкин садик.
Гимназистов старших классов уже готовили к поступлению в университеты. Поэтому темы становились еще более сложными. Наверное, поэтому еще в школьном возрасте раскрылся талант Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием.
- О скоротечности жизни.
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- Сейчас эти сочинения вполне могли считаться отдельными художественными произведениями, а их авторы удостоились бы престижных премий.
А вы бы справились с подобным заданием?
Источник